Вопросы-ответы

Вопрос: Для чего нужен инициативный аудит?

Аудит нужен: Собственнику – для того, чтобы понять правильно ли он вложил деньги в организацию и нужно ли вкладывать ещё, т.е. принять правильное решение на будущее; Руководителю – для того, чтобы убедиться в эффективности своей деятельности и, что риски, которые несет организация, не перешли порог дозволенного; Главному бухгалтеру – для того, чтобы быть уверенным, что он действует в рамках законодательства и своей ответственности, как главного бухгалтера. По результатам проведенного аудита Заказчик (клиент) получает два итоговых документа: Информацию (Отчет) о выявленных нарушениях, рекомендации по исправлению – это внутренний документ, Аудиторское заключение – это документ, который может быть представлен внешнему пользователю, включая ИФНС.

Вопрос: Что такое обязательный аудит? Должны ли мы его проводить у себя?

Статья 5. Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "Об аудиторской деятельности" (принят ГД ФС РФ 24.12.2008) Обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

1) если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

Вопрос: Ответственность за уклонение обязательного аудита.

В настоящий момент налоговая или административная ответственность за непроведение обязательной аудиторской проверки не установлены. Однако, аудиторское заключение входит в состав бухгалтерской отчетности организации. А в соответствии с подп.4 п.1 ст.23 НК РФ организация обязана представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке бухгалтерскую отчетность в соответствии с Законом о бухгалтерском учете.

При непредставлении заключения организации может быть привлечена к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 50 руб. за каждый непредоставленный документ (п.1 ст.126 НК РФ).

Должностное лицо организации понесет ответственность на основании п.1 ст.15.6 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере от трех до пяти МРОТ.

Впрочем, по имеющейся у нас информации, в Государственной Думе обсуждается законопроект о внесении изменений в КоАП РФ, который предусматривает установление административной ответственности за уклонение организации или индивидуального предпринимателя от проведения обязательного аудита или за препятствование его проведению. За эти действия предполагается административный штраф для должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ, для юридических лиц - от 500 до 1000 МРОТ.

Вопрос: Каков порядок увольнения работника за прогул?

При увольнении за прогул должен быть соблюден следующий порядок:

Факт прогула сотрудника фиксируется Актом об отсутствии на рабочем месте. Инициаторами составления Акта могут быть как руководитель структурного подразделения, в котором совершен противоправный поступок, так и кадровая служба.

Акт - документ, подтверждающий какое-либо событие и составленный в произвольной форме комиссией, состоящей как минимум из трех лиц. Необходимыми реквизитами акта должны быть: наименование организации, место, дата и время составления акта, фамилия, имя, отчество, должность нарушителя трудовой дисциплины, вид прогула (с учетом классификации, данной в п. 39 Постановления Пленума ВС РФ N 2). В тексте акта можно указать, какими доказательствами подтверждается прогул, а именно: отсутствием пропуска прогульщика или разрешения на выход его в рабочее время с территории предприятия, записями камеры видеонаблюдения, документами о самовольном использовании дней отгула (отпуска) и т. п.

Акт подписывается всеми лицами, составившими его с указанием должности и расшифровкой подписей.

В случае, если прогульщик не желает объяснять причину неявки на работу (оставления без уважительной причины рабочего места), составляется Акт об отказе дать объяснение. Отказ от подписания Акта об отказе также отражается в тексте данного документа и скрепляется подписями лиц, участвовавших в его составлении.

В соответствии с требованиями ст. 193 ТК РФ в случае, если работник отказывается от подписания вышеуказанных приказов, об этом также должен быть составлен акт. В случае отказа работника от подписания Акта об отказе подписать приказ в нем делается соответствующая отметка.

Администрация либо непосредственный начальник отсутствующего работника должны принять все возможные меры для установления причины неявки на работу, в частности выехать к месту проживания, направить запросы в органы внутренних дел, в поликлинику по месту жительства, "скорую помощь", постараться связаться с работником или его родственниками, друзьями и т. д. Результат посещения работника целесообразно оформлять актом, докладной запиской или справкой должностного лица.

Для того, чтобы избежать возможные недоразумения, в течение всего периода прогула ежедневно необходимо составлять акты об отсутствии работника.

Статья 193 ТК РФ ограничивает работодателя во времени, в течение которого он вправе принимать решение о прекращении трудовых отношений.

До окончания месяца со дня обнаружения прогула работнику следует направить предложение явиться на работу и дать объяснения по поводу отсутствия. Письмо адресату необходимо отправлять с уведомлением о вручении. Если после этого работник не появился и не дал объяснений, организации следует на основании актов, докладных, запросов, справок и других исходных документов оформить прекращение трудового договора.

Днем увольнения работника согласно ст. 77 ТК РФ указывается последний день его работы.

В день издания распоряжений о наложении дисциплинарного взыскания и прекращении трудовых отношений работнику заказным письмом с уведомлением направляются их копии, а также уведомление о необходимости явиться за получением зарплаты, трудовой книжки или дать согласие на отправление трудовой книжки и денежных сумм по почте (ст. 62, 140 ТК РФ[1].

Без согласия уволенного пересылка трудовой книжки признается незаконной.

Следует отметить, что при увольнении за прогул необходимо установить отсутствие работника именно на его рабочем месте, которое, с указанием структурного подразделения должно быть указано в трудовом договоре (ст. 57 ТК РФ). В связи с тем, что Филиал не может официально подтвердить свое фактическое местонахождение какими-либо документами, а, следовательно, не может указать официальное место работы своих сотрудников, в случае судебного разбирательства вопрос о неправомерном увольнении работника за прогул может быть решен не в пользу Филиала, поскольку рабочее место работника не определено.

К приказам об увольнении приложены записки-расчеты в унифицированной форме Т-61. Из указанных документов не представляется возможным выяснить, был ли использован работником ежегодный отпуск или нет. Основание увольнения указано также неверно, как в приказах.

[1] Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225 "О трудовых книжках" (с изменениями от 6 февраля 2004 г.) IV. Выдача трудовой книжки при увольнении (прекращении трудового договора) «36. …Со дня направления указанного уведомления работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи работнику трудовой книжки.»